Экзистенциальный смысл фильма Парфюмер

124

В фильме «Парфюмер: История одного убийцы», режиссёра Тома Тыквера, экранизированный по одноимённому роману Патрика Зюскинда, можно найти много смыслов, как в смысле жизни, как в любом неоднозначном произведении.

Кем был протагонист фильма Жан-Батист Гренуй? Это был человек, который хотел что-то получить от окружающего мира, но не имел никаких социальных синхронизаций и связей с социумом, внутри которого он хотел добиться какой-то своей цели.

Для Жан-Батиста Гренуй (далее «парфюмер») социум был просто неким пейзажем и ему было всё равно, что этот социум состоит из общественных правил, норм поведения, из каких-то законов общежития людей — парфюмер никак не был соединен с обществом, он жил в обществе не будучи с ним связанным никак.

Скриншот из х/ф "Парфюмер", 2006 г.
Скриншот из х/ф «Парфюмер», 2006 г.

Кем был парфюмер?

Т.е. в этом произведении Зюскинда описывается не человек, поскольку, человек — часть общества, без общества нет человека, ведь сумма влияния общества на человека и его связь с ним формирует человека, а если человека изолировать он быстро станет животным. Но парфюмер — это не животное, но и не человек. Это существо, не интегрированное в человеческое общество, но живущее в нём.

И книга показывает, как это существо, которое с социумом никак не связано, сталкиваясь с обществом, порождает разрушительные эффекты в обществе и как не замутненное ничем восприятие парфюмера — никакой идеологией, религией, установками, представлениями — воспринимает окружающий мир.

Однако, парфюмера нельзя назвать преступником или даже убийцей, поскольку, он не был даже эгоистом, как все остальные люди от рождения эгоисты — все люди с рождения хотят использовать друг друга, чтобы что-то получить от общества.

А парфюмер никого использовать не хотел, ему не было дела до людей и мира, у него была другая цель — он был просто частью природы, т.е. неким существом, которое действует под воздействием своих внутренних процессов и желаний.

Но так как, желания и внутренние процессы парфюмера никак не были с обществом связаны, а эгоизм — это всё таки связь и отношение к людям, то он был перпендикулярен всей этой дихотомии добра и зла, которая существует в обществе и фактически, он просто прошел сквозь мир людей, как проходит нож сквозь масло.

Скриншот из х/ф "Парфюмер", 2006 г.
Скриншот из х/ф «Парфюмер», 2006 г.

Связи решают все

Вообще, произведение Парфюмер очень показательно — оно показывает, что может происходить в социуме, когда в нем появляются люди не соединенные с обществом — они нарушают структуру общества своим присутствием и общество разрушается, в то время как эгоисты тоже разрушают социум, но до определенного предела. Эгоизм — это неправильная связь между людьми, но всё таки связь.

Соответственно, для гармоничной жизни общества необходимо соединение людей, когда люди осознают зависимость друг от друга. А если связи нарушаются в результате атомизации общества, например, это приводит к разрушению общества. Почему сегодня между США и Россией такие напряженные отношения, каких даже в самые горячие годы Холодной войны не было между США и СССР?

Сегодня между США и Россией соединения нет вообще, политики этих стран не понимают друг друга, т.е. они друг с другом не связаны вообще никак и не связаны друг с другом даже по отношению к третьей стороне, как это было в годы Холодной войны. Соответственно, отсутствие связей создает между странами проблемы и конфликты, которые не закончатся, пока страны не начнут соединяться.

Плохой или злой?

Возвращаясь к Парфюмеру: фильм показал, что если у человека нет никакого отношения к людям, то он в мире людей является абсолютным разрушителем, при этом, он не осознает себя разрушителем, ведь осознание своих разрушительных действий возможно только при осознании дихотомии добра и зла, а добро и зло осознается человеком только на связи и взаимодействии людей.

Парфюмера нельзя назвать плохим или злым, но поскольку он вообще никак не связан с людьми, то все его действия производят разрушительный эффект, как огонь.

Скриншот из х/ф "Парфюмер", 2006 г.
Скриншот из х/ф «Парфюмер», 2006 г.

Многие тысячелетия наши предки боялись огня, поскольку огонь убивает, а потом научились его использовать. Тоже самое и в Парфюмере — этот человек никак не соединенный с обществом производит воздействие в обществе такое же, как воздействие пули, которая проходит сквозь всё на своем пути и разрушает структуру тел и объектов, в которые она врезается и пролетает через них.

Так и парфюмер — разрушил весь социум, прилегающий к нему. Любое место, где он проходил разрушалось, но не потому, что он этого хотел, а потому, что нарушал структуру физическим присутствием и когда покидал это место, оно разрушалось.

Соответственно, автор произведения хотел сказать, что когда между людьми нарушается синхронизация, когда люди друг с другом не соединены, тогда социум разрушается и наоборот — чтобы создать крепкое, сплоченное общество, нужно помогать людям осознавать, что все мы являемся частью социума и зависим от него.

Смысл Парфюмера

Автор Парфюмера хотел показать, что смысл его произведения в том, что сознание не вписанное в общество может существовать — то, чего не понимают философы, религиозные деятели и ученые и постоянно спорят между собой о природе чистого сознания, он хотел показать мир, с точки зрения сознания, не интегрированного в общество, сознания, для которого наши представления о добре и зле не существуют.

Парфюмер показывает восприятие реальности человеком, для которого не существуют социальные иерархии, законы и т.д., которые вкладываются в голову человека с самого рождения по тем схемам и моделям, которые существуют в обществе — через воспитание, образование, СМИ и т.д.

В результате, человек видит и воспринимаем мир так, как его научили, как ему в голову вложили и запрограммировали воспринимать явления, объекты, людей так, как ему объяснили их воспринимать и относится к ним, а если бы научили по-другому, то и мир и людей человек бы воспринимал по иному.

Нас с рождения учат видеть и определять мир так, как это принято в обществе в котором мы родились, в соответствии с тем, как общество эволюционно развивалось.

Парфюмер показал, что восприятие реальности может быть иным, что добро и зло не являются неоспоримыми понятиями — это всего лишь общественные установки, за которыми нет никакой реальной основы. В человечестве был период, когда можно было сжигать людей за утверждение, что Земля круглая, но после путешествия Магеллана это стало неоспоримым, т.е. приобрело в сознании людей свое место.

Автор Парфюмера хотел показать, что любого человека и любое явление можно увидеть с точки зрения системности или не системности. Но есть не системность животного, к которому никаких претензий нельзя предъявить, он просто часть природы, а есть не системность людей, когда человек живет в обществе, но не соединен с людьми. Если он соединен чтобы использовать людей — он эгоист, а если не соединен вообще — разрушитель. Это нужно помнить всегда.

5/5 - (27 голосов)