Счетчик
Главная > Научный подход > Как технизация науки привела к её упадку

Как технизация науки привела к её упадку

Всю историю человечества самые выдающиеся и продвинутые мыслители решали одну и ту же задачу: как, в какой форме донести до широких масс людей информацию о своем понимании мироздания, о том, как устроены реальность и общество, как они функционируют, о законах, на которых построено мироздание?

Сложность этой задачи в том, что Вселенная устроена намного сложнее, чем мы думаем, чем может воспринять или даже представить обычный человек.

Соответственно, сначала делается редукция, т.е. упрощение реальной картины мира до уровня понимания целевой аудитории. Картина становится более понятной простым людям и одновременно более далекой от реального положения вещей.

Технизация науки

Иллюстрация pixabay

Почему мир непознаваем

Ну, например, религиозные учения или духовные, восточные практики. Все религии построены именно по этому принципу упрощения реальной картины мира. То есть, с одной стороны основатели религий имели доступ к каким-то основным базовым знаниям о мироздании. Может быть не в полном объеме, но тем не менее имели.

А с другой – им приходилось подстраиваться под уровень своей аудитории. Вот и появились всем известные истории про Адама и Еву, про райский сад и т.д. С другой стороны мы видим науку. В науке тоже существует проблема плоского восприятия реальности, как материального пространства, где есть время и расстояние.

Однако уже в наше время делаются открытия об относительности всех наших представлений о мире и его устройстве. Дело в том, что научная модель познания обладает одним неустранимым недостатком – она ограничена языком, семантическим пространством, которое само, в свою очередь находится внутри нашего мира.

Но ведь даже неспециалисту должно быть понятно, что нельзя описать систему, находясь внутри нее, являясь ее частью — это в принципе нереализуемо, согласно второй теореме Геделя, из чего можно сделать вывод, что мир непознаваем, точнее не теми научными инструментами, которые имеются в науке сегодня.

Вот и существуют целые научные муравейники, где каждый ученые в отдельности – специалист в ужасно узкой области изучения своего квадратного сантиметра рядом с муравейником. Но карту леса они никогда нарисовать не смогут. Для этого нужна птица, которая увидит всю картину сразу, посмотрев на неё сверху вниз. Но и она не сможет увидеть форму земного шара, птица воспринимает мир, как плоское пространство. Ну, и так далее.. аналогия понятна.

Ученые за работой

Иллюстрация scitechdaily.com

Мифы о строении мира

И вот теперь мы подходим к интересному моменту. Дело в том, что все эти плоские модели мироздания, воспринимаемые людьми, существовали (и продолжают существовать) только потому, что были нужны. Кому? Обществу, людям. Ведь человек, для того, чтобы существовать, нуждается не только в воде, пище и т.д. Необходимым условием существования человека как личности является наличие у него в голове позитивной внутренне непротиворечивой картины мира.

И все было нормально, пока эти модели выполняли только стабилизирующую роль для сознания людей. Это была достаточно узкая задача. От этих моделей не требовалось какого-то особенного совпадения с реальностью. Правильнее было бы их назвать мифами о строении мира, поскольку они никогда не давали реальную картину. В наше время есть два таких глобальных мифа – религиозный и научный.

Каждый имеет средства доступа к сознанию человека – привлечение внимания как бы своей актуальностью, важностью, завлечение, незаметное изменение самой картины в сознании человека и упрощение картины мира до понятной и логичной, затушевывание слабости предсказательной способности этих описаний мира.

Религия объясняет все, что происходит с человеком и миром, предсказывает будущее широкими мазками, рисуя человеку туманную картину, слабо связанную с его повседневной жизнью, но обещающую её продолжение после смерти.

Наука же, наоборот, создает чересчур сложную и детализированную картину мира, в которой такое огромное количество фактов и явлений, между которыми построено огромное количество мелких закономерностей, что эта гигантская мозаика уже давно окончательно утратила свое прикладное значение и полностью превратилась в поле для, как выразился в свое время один советский физик, «удовлетворения собственного любопытства за государственный счет».

Вавилонская башня

Вавилонская башня Питера Брейгеля

Технологии — это не наука

Но все дело в том, что перед наукой, религией, восточными и иными учениями никогда не стояла задача дать реальную картину мира, несмотря на то, что в истории человечества всегда были мыслители, которые изучали законы мироздания, на которых строится социум, законы, которые влияют на общество ежесекундно, всегда, также, как закон всемирного тяготения влияет постоянно и существует всегда.

Эти законы изучаются тысячи лет. И периодически, их применяют и внедряют в человеческое общество. Это делалось на протяжении тысячелетий. Существование человечества всегда и полностью зависело от природных, естественных процессов и законов физики. Но обобщенный опыт поколений о жизни существовал на одном уровне, а религиозные мифы и научные модели – на другом.

Кстати, в конце 19-начале 20 века был момент, когда наука была в фокусе общественного интереса, все научные открытия тут же внедрялись и сразу меняли жизнь общества – радио, телевидение, пенициллин, ядерная физика… Но этот момент прошел и наука все дальше удаляется в частности строения атома, разбивая его на мелкие кусочки, а процент несчастных людей в обществе все увеличивается.

И вся эта информация указывает на тот факт, что наша картина мира разваливается на глазах и человечество остается с обветшалыми религиозными мифами с одной стороны и с набором несвязанных между собой научных фактов – с другой. И та наука, которая существует сегодня не отвечает на вопросы как устроен мир и в чем смысл жизни, а именно этими вопросами должна заниматься чистая наука.

И ученые, как страусы, вместо того, чтобы сделать надлежащие выводы, все глубже засовывают голову в технологию — технологии заставляют ученых создавать новые виды вооружений, копаться в атомах, чтобы достичь миниатюрных наноразмеров всех приборов и бессмертия физического тела богатеньких спонсоров.

Человек и наука

Иллюстрация pixabay

Технизация науки

Наука технизируется и как методика получения знаний о мире, как способ мышления перестает существовать. А знания — цель работы науки, но не технологии, которые существовали тысячи лет — первые машины, колесо, прядение и ткачество, порох и т.д. — относятся к тому времени, когда науки не было вообще.

Технология, это такая область, что в ней можно десятки лет копать вглубь, не задавая себе опасных философских вопросов. Вот и получается, что наука сейчас уткнулась в дилемму: либо мужественно признать непознаваемость и субъективность мира, либо малодушно стать просто технологической служанкой при человечестве.

А следовательно, наука полностью теряет уважение общества в качестве передового отряда, штурмующего тайны мироздания. Золотой век науки прошел и сегодня наука, по большому счету, никому не нужна, только в качестве технологической составляющей или для изменения тела человека, но она ничего не говорит о том, кто мы и в чем смысл жизни — ученые этими вопросами не задаются.

И это главная трагедия современного человечества и главная причина мирового цивилизационного кризиса, к которому мы подошли очень близко, но одновременно ключ к пониманию того, что главная причина наших страданий не в экономике, потреблении, нефти или продуктах, а в понимании, для чего мы живем?

Ведь только человек, который узнал о смысле жизни, может продолжить свое развитие, у него будет к этому мотивация. Проблема в том, что реальность, это модель мира у нас в голове, мы смотрим не на реальный мир, а на модель созданную мозгом. Соответственно, все иерархии и уровни, которые люди себе представляют, находятся внутри реальности, которая находится у нас в голове. Чувствуете, какая ловушка?! Как из неё выбраться — будет главным вопросом людей в XXI веке.

Поделиться:
  •  
  • 1
  •  
  • 3
  •  
  •  

Научный подход , , ,

Читайте ARÍ в:
янд гугл
Подпишитесь на ARÍ по e-mail:  

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: