Может ли человечество когда-нибудь исчерпать идеи?

81

Люди постоянно генерируют самые разные идеи, в самых разных областях деятельности. Может ли человечество когда-нибудь исчерпать идеи? Философия считает, что нет. По самому простому определению, идея — это полностью сформированная мысль или мнение, а это означает, что даже обычные идеи, например, как лучше составить цветочный букет, считаются новыми идеями.

Однако, это не означает, что в действительности человеческие идеи будут бесконечными. Это не столько вопрос исчерпания идей, сколько признание того факта, что у людей, как и у всех биологических существ, есть возможности и ограничения, в том числе когнитивные возможности и ограничения.

Человек у реки
Иллюстрация pixabay

Сама структура нашего мозга ограничивает наши мыслительные способности и идеи. Например, мы никогда не сможем придумать идеи, которые полагаются на органы чувств, которых у нас нет или которые полагаются на какой-то тип математики или визуализации, которые наш мозг просто не может воспринять и обработать.

Например, головоногие моллюски, группа, в которую входят каракатицы, кальмары и осьминоги, могут за доли секунды маскироваться под различные цвета, например, краснеть. Они могут определять цвет — или использовать цвет когда нужно. Кто знает, какие идеи могли бы возникнуть у людей, обладая мы такими способностями?

Помимо ограничений органами чувств и мыслительными способностями, существует социальное ограничение на идеи, которые могут придумать люди в зависимости от общества, в котором они живут. Попадая в новое общество, у человека возникают новые идеи под воздействием новых контактов и моделей мышления общества.

Что касается вопроса о том, могут ли у человечества закончиться идеи, которые являются полезными и важными или действительно новыми — например, новая симфония или доступный и эффективный тип возобновляемой энергии — есть предел хороших, полезных и интересных идей — за исключением того, что есть предел, если мы перестанем быть любопытными и потеряем способность воспринимать новые идеи.

Исследования показывают, что образовательные системы, которые ставят во главу угла награды в виде оценок, имеют тенденцию сильно ослаблять творческий потенциал, подрывать интерес, контрпродуктивны для обучения, способствуют поверхностному мышлению, побуждают людей избегать сложных задач и, как правило, снижают интеллектуальный риск и любопытство, превращая человека в потребителя.

Отказ от вознаграждений и конкуренции и создание условий для работы и обучения, которые поощряют любопытство, сотрудничество и критическое, независимое мышление, будут способом способствовать реализации больших новых идей — безусловно, это основа для нового образования личности человека будущего.

4.7/5 - (13 голосов)