Николай Злобин сомневается, что ценности объединяют

116

Американский и российский политолог, историк, публицист, Николай Злобин: «Ценности — всегда вызывали войны и противоречия в истории, вся история человечества — это в основном история войн за ценности. Религиозные ценности, политические ценности, даже личностные ценности — симпатия и антипатия вызывали кровопролитные войны. После Второй мировой войны была попытка зафиксировать универсальные ценности. Однако, у меня есть сомнения, что они есть. У меня возникает вопрос «Что нас объединяет?»

Дело в том, что объективных, универсальных ценностей в природе не существует вообще. Так называемые либеральные ценности или традиционные, религиозные, любые другие — всё это результат общественного развития, очень индивидуального, зависящего от многих фактов — исторических, географических, социальных.

Николай Злобин
Николай Злобин

Почему ценности обесценились

Материальная природа ставит перед человеком цели выживания и размножения, как в животном мире. Но когда значительная часть человечества в силу своего развития перестала в этом нуждаться, достигнув высокого материального насыщения и развития, это привело их к тому, что все прежние ценности обесценились.

Но и насытившись, люди остаются один на один с пустотой и невыносимым чувством опустошенности. Именно это вызвало гигантский всплеск депрессии в благополучных, развитых странах и девиантные поведения в отношениях между людьми. Как следствие, мы видим, что мир становится хуже даже без войн и конфликтов.

Причина этого явления в том, что люди устроены так, что не могут жить без наслаждений, человек по сути — это устройство для получения наслаждения, все люди стремятся к удовлетворению своих желаний и потребностей и без наполнения себя, человек страдает, готов даже умереть. Это происходит потому, что мы эгоисты.

Однако, в погоне за счастьем и наслаждениями каждое мгновение жизни, мы на самом деле, себя этим истощаем. Эгоистический сосуд наполнившись самоаннигилируется. Человек остается пустым и разбитым, при этом страдает. В конце концов, встает вопрос: «А для чего?» Мы верили, что наука может спасти человечество, наполнить каждого. Точно так же когда-то превозносили литературу и искусство.

Были великие таланты, с которыми все считали за честь познакомиться, каждый монарх приглашал к своему двору гениев искусства, но все это исчезло в конце XIX века, и уже ученые стали пользоваться почетом, пока научные работники не стали просто обычными технарями. То есть вся наука стала обыденным ремеслом, она сделалась потребительской, и отношение к ней такое же — потребительское.

Лицо человека
Иллюстрация pixabay

Изменить природу невозможно

Проблема в том, что потребности людей постоянно растут, это наша природа, а идти против природы — это диктатура, её рано или поздно сметут, как показал исторический опыт. Нам может нравиться или нет этот процесс. Частично или полностью. Это не имеет ни малейшего значения. Никто не может ограничить растущие аппетиты людей и навязать им ценности; люди выбирают согласно своему развитию.

И наоборот — люди могут стремится ограничить свое потребление только необходимым — но это высокий пилотаж, на который способны единицы людей относительно миллиардов людей. Интересно, что полностью свободное социалистическое общество, где любые материальные блага даются бесплатно — возможно составить лишь из высокоразвитых людей, способных себя ограничивать и контролировать. Эгоистыв массе просто моментально растащат всё по своим углам. Тогда как развитый ограничивает сам себя в материальном, чтобы развиваться личностно, духовно.

В таком обществе развитых не нужны будут ни суды, ни полиция, ни прочие меры принуждения. Государство отомрет. Однако имеется серьезная и пока непреодолимая проблема: внешняя угроза (террористы и т.д.) Но это решаемые вопросы.

В чем цель эволюции

В будущем, так или иначе, даже если Третья мировая война уничтожит большую часть людей на Земле, тем не менее, высокоразвитый социум на планете будет построен во всемирном, планетарном масштабе. К этому развивает и толкает людей эволюция, её конечная цель — создание гармоничного, высокоразвитого общества на Земле.

Но можно найти промежуточный вариант. Граждане каждой страны и весь мир принимают принцип «один за всех — все за одного». Очевидно, учитывая дикую неравномерность социального развития по странам и континентам, это единственный вариант. Иначе, глобальная война, рассуждения о которой уже идут во всю в СМИ.

Люди - общество
Иллюстрация pixabay

Когда-то, Западные страны (а за ними советские диссиденты) требовали от СССР свободного передвижения людей и идей. В 90-е гг., уже без диссидентов, это же коснулось капиталов. Подоплека этих требований — постмодернизм. В основе философии постмодернизма лежит примат полной свободы индивида от любых ограничений — кроме тех, что имеются в УК и релятивистская (относительная) мораль (мораль и религия — частное дело каждого, никто в это не вправе вмешиваться).

Отсюда постепенное исчезновение традиционных ценностей. Например, патриотизма — зачем он нужен, если весь земной шар (ну, почти весь) у человека как на ладони? Отмирают и семейные ценности, общественные, социальные. ЛГБТ, куча холостых, занимающихся беспорядочными связями, рост абортов, ФриЧайлд и многое другое.

Всё это результат взрывного роста эгоизма, который лежит в основе людей, в основе всех наших мыслей и поступков. Эгоизм — это основа нашего биологического вида и мы не можем его ограничить, загнать в рамки, навязать ценности, даже изменить.

Почему мы страдаем?

Но, эгоизм заставляет людей страдать и тогда у людей возникает вопрос о смысле жизни, только он все еще сводится к проблеме пищи, прав, идей. Люди чувствуют необходимость найти выход из своей эгоистической природы и поэтому ищут, как им объединиться, связаться друг с другом на основе чего-то универсального — универсальных ценностей, о которых говорил Николай Злобин в начале этой записи.

Однако, пока людьми управляют чисто эгоистические, потребительские механизмы, никаких универсальных ценностей быть просто не может, а любой вариант предложенный той или иной стороной, так или иначе будет вариантом или отражать в той или иной степени интересы правящей элитарной верхушки. Отсюда вывод — универсальные ценности могут исходить только не из эгоистических соображений.

Универсальные ценности — это ценности выше эгоистических интересов, но это возможно, если общество будет приближаться к переходу на более высокую ступень развития, человек стремится к ней, так как страдает, но еще не понимает, что более высокая ступень развития — в отказе от собственного эго. В тот момент, когда это происходит, человек выходит из кризиса, который он не в силах преодолеть сегодня.

Когда эта цель будет достигнута, люди будут развиваться не на эгоистических началах, а на достижение еще большего идеала — это побудительная энергия к действию любого человека, стремящегося к саморазвитию, ради этого можно трудиться, отдавать свои силы, внимание, жить этим и наоборот — разочарование наступает, когда высокие идеалы рушатся, происходит обратная реакция.

Сегодня ни Америка, ни Россия, ни ООН — никто не будет пытаться решать мировые проблемы. Они заявят: «Мы знаем, что делать, мы спасем от коронавируса.» — но в конце концов, это обернется огромными мировыми войнами, когда безудержное в своей алчности человечество, эгоизмом, будет уничтожать друг друга прикрываясь красивыми идеями о спасении человечества, но практически будут уничтожать себя.

Потому что — какими бы не были высокими идеи, пропагандируемые эгоистами, это не меняет людей, т.е. не меняет наше эго — наш эгоизм просто эволюционирует, становится сложнее, изощреннее, так, что мы его не видим в процессе развития, не чувствуем, что он разрастается. Но когда эгоизм прорывается на новом своем уровне, мы не в силах его сдержать и он выплескивается, выливается наружу, неминуемо перерождаясь в ненависть и нацизм или ужасное противостояние народов.

С каждым этапом развития человечества – люди становятся эгоистичнее, это ярко видно из истории, при том, что конечно развиваются и социальные формы общения и сотрудничества людей. И если люди всех стран мира не научатся преодолевать своё эго и объединяться, находить компромиссы, то однажды, мы похороним себя под ним.

5/5 - (32 голоса)